русский | english
Глава Фонда "Общественный вердикт": Переаттестация лишила полицию лучших сотрудников

Директор Фонда "Общественный вердикт" Наталья Таубина: "В моем понимании реформы - это достаточно комплексное мероприятие с четко поставленными целями, с прописанными шагами и истинами. У нас до сих пор не была представлена концепция данного реформирования. Мы до сих пор не понимаем, чего собственно министерство желает получить от данной реформы, кроме красивых деклараций о том, что полиция стоит на страже порядка. Это скорее не реформа в правильном понимании этого слова, это набор отдельных изменений со старательным порывом нас убедить, что это действительно реформа".

Бескорыстное насилие

Асмик Новикова, руководитель исследовательских программ фонда «Общественный вердикт» о милицейских пытках: "Есть вполне официальное определение пытки, его дают международные документы ООН и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Мы исходим из этого определения. Пытка - это некий набор действий, совершаемый должностным лицом либо при попустительстве должностного лица, который происходит, как правило, для достижения служебных целей. Есть еще «жестокое обращение» - это чаще всего просто жестокость ради жестокости или что-то совершаемое без злого умысла, но все равно недопустимое. То есть, если человека на месяц запихнули в тесную камеру, где нет света и очень душно, это тоже расценивается как жестокое обращение".

В СКР создан спецорган по расследованию "полицейских" преступлений

Сегодня глава СКР А .И. Бастрыкин подписал приказ о создании в структуре Следственного комитета отдела по расследованию преступлений полицейских и сотрудников других правоохранительных структур. Не прошло и месяца как инициатива правозащитников, поддержанная несколькими тысячами граждан, была не только услышана, но и реализована. Я подобной молниеносной реакции что-то и не припомню. Для меня это очевидное доказательство того, что положение настолько тяжелое, что реагировать нужно срочно. Косвенно, это подтверждается и в заявлении официального представителя СКР Владимира Маркина. Он отмечает, что "необходимость создания этой специализированной структуры обусловлена объективными причинами".

Полицейская реформа: малые шаги с перспективным результатом

Полтора года назад Трансперенси Интернешнл Россия и Международное правозащитное движение инициировали кампанию «Пять простых поправок в закон о полиции». Идея была добиться внесения изменений в пять норм закона, которые бы работали на защиту гражданина. Среди предложений инициаторов кампании были право на звонок в момент задержания, нагрудный знак как часть формы полицейского с указанием фамилии, должности и подразделения, единый колл-центр, куда можно позвонить с жалобой на полицейского. За две недели кампании ее услышали в высоких кабинетах и в законе часть предложений была закреплена. В частности про нагрудные знаки и право на звонок.

Оценка полицейской реформы: заседание президентского Совета по правам человека

10 апреля состоялось заседание Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, посвященное полицейской реформе. Заседание готовилось давно, первый раз о нем заговорили еще в 2011 году, потом несколько раз откладывалось, переносилось, и вот еще в конце февраля 2012 года было назначено на 10 апреля. То есть считать это мероприятие экстренным, созванным после жуткой истории в Казани, было бы неправильно. При этом очевидно, что состоялось оно как нельзя вовремя и, наверное, не в последнюю очередь именно из-за последних событий и прикованного к МВД общественного внимания, ведомство к этой встрече подготовилось основательно - зам министра С.П. Булавин участвовал до самого конца (почти шесть часов), присутствовал руководящий состав основных подразделений МВД и практически все сделали короткие и не очень доклады.

Наталья Таубина: Краткий отчет по результатам мониторинга исполнения Федерального закона "О полиции"

"С инициативой проведения мониторинга по методологии Фонда «Общественный вердикт» выступила Рабочая группа правозащитных организаций по реформе МВД, объединяющая 14 организаций из 9 субъектов Российской Федерации. Целью его стало изучение на практике положений Федерального закона «О полиции» об открытости, подотчетности, понятности и уважении прав человека в действиях полиции. Проведение мониторинга в 5 регионах включало в себя инициативные (при посещениях отделов полиции) и принудительные контакты граждан с полицией, направление запросов в органы власти; анализ обращений в правозащитные организации с жалобами на действия сотрудников полиции, а также социологических опросов и публикаций в СМИ".

Асмик Новикова: Предложения по совершенствованию системы оценки деятельности полиции

Оценка деятельности полиции является необходимым инструментом системы управления. Система оценки позволяет определять приоритеты, формулировать актуальные задачи и направления коррекции правоохранительной деятельности, в конечном итоге, обеспечивать эффективность работы полиции. Основной вопрос - как создаются критерии для оценки, что лежит в основе их определения - формальные достигнутые показатели за предыдущие периоды или критерии, выведенные из анализа реальных приоритетов в деятельности полиции на местах.

Реформа: что сделано и чего не хватает

Реформа правоохранительных органов - такое же естественное событие в государственном устройстве, как регулярная инвентаризация имущества на предприятии. По оценкам экспертов, одновременно в мире около 80 % всех стран находятся в процессе реформирования. Это вполне понятно, ведь в современном, быстро меняющемся мире крайне важно, чтобы правоохранительные органы отвечали реалиям. Это важно и с точки зрения обеспечения безопасной среды, и с точки зрения оперативного реагирования на тенденции в характеристиках преступности и организации эффективной профилактики. Цивилизованный мир относится к преступности как к явлению, которое всегда было, есть и будет, присуще жизни человека, явлению, которое невозможно побороть, есть только возможность снизить размах, сдерживать, оперативно реагировать на тенденции, вести грамотную профилактику. Это находит свое отражение и в действиях по организации работы правоохранительных органов. Как показывает мировой опыт, грамотно проведенное реформирование позволяет не только существенно улучшить качество работы полиции, повысить профессионализм, ответственность полицейских, свести к минимуму уровень коррупции (как, например, в США в 60-е годы или в Грузии несколько лет назад), но и повысить уровень доверия общества к работе стражей порядка (например, в Польше уровень доверия к полиции - более 70%, и это выше, чем уровень доверия к католической церкви; в Эстонии уровень доверия к полиции выше 80%).

Полиции как сервиса по безопасности граждан пока не получается

Закон о полиции описывает полицейского как партнера человека и гражданина. Однако при сохранении системы управления МВД, старых полномочий и палочной системы оценки работы правоохранителей партнерство едва ли возможно.

Реформа из-под палочек

Реформа милиции, стремительно начавшаяся в конце прошлого года, в очередной раз обнаружила типичную для России ситуацию. Проблема долго назревает, достигает точки кипения, далее верховная власть решительно требует немедленно провести реформу. По мановению волшебной палочки.