русский | english
Политика конфиденциальности

Телефон полиции 02

28 февраля 2011, 12:47

Известия: Рашид Гумарович, готовы ли органы внутренних дел к переходу на новый формат?

Рашид Нургалиев: Нами уже проделан значительный объем подготовительной работы. Прежде всего - это приведение в соответствие с новым законом федеральной и ведомственной нормативной базы. Проекты соответствующих изменений уже готовы и будут подписаны в самое ближайшее время.

Кроме того, проведены комплексные мероприятия по структурному перестроению органов внутренних дел. В самое ближайшее время на утверждение президенту России будут представлены новое положение о Министерстве внутренних дел, типовое положение о территориальных подразделениях. Также планируется утвердить новую структуру центрального аппарата, в соответствии с которой будет определяться и построение органов внутренних дел на местах.

После этого начнется процедура внеочередной переаттестации. Она будет проходить в несколько этапов. Первый касается высшего начальствующего состава и затронет тех руководителей, назначение которых находится в ведении главы государства. Затем переаттестация предстоит руководителям номенклатуры министра. И уже после этого данную процедуру будут проходить все остальные сотрудники.

И: Как будет проходить переаттестация?

Нургалиев: Переаттестация - это своего рода комплексный экзамен на профпригодность сотрудника к службе в органах внутренних дел и его соответствие занимаемой должности. Для ее проведения в подразделениях созданы аттестационные комиссии, в состав которых помимо руководства и сотрудников кадровых служб включены представители общественности. Это позволит избежать формального подхода, повысит степень объективности и общественного контроля. В состав аттестационных комиссий входят и представители подразделений собственной безопасности.

Сотрудникам, проходящим переаттестацию, предстоит сдавать комплексные зачеты на знание основ российского законодательства, в первую очередь - Конституции, федеральных законов, ведомственных нормативных актов. Также будет изучаться послужной список, морально-психологические характеристики, поведение в быту. В случае необходимости будет применяться полиграф.

И: А что будет с теми, кто не пройдет переаттестацию?

Нургалиев: Те, кто не отвечает предъявляемым требованиям, будут уволены. Но переаттестация - это прежде всего ревизия кадрового потенциала. За последнее время процедура оценки кадров серьезно усовершенствовалась. Она позволяет не только выявлять тех, кто не отвечает повышенным требованиям, но и обратить внимание на талантливых, перспективных сотрудников. За годы службы кто-то профессионально вырос, приобрел необходимые управленческие навыки, а кто-то, напротив, не смог сохранить высокие деловые или моральные качества. Мы обязаны объективно оценить каждого. Нам предоставляется уникальная возможность индивидуально разобраться, справляется ли сотрудник со служебными обязанностями, действительно ли служба в полиции - его призвание.

Ведь нередко получается так, что человек - и это касается не только системы МВД - оказывается не на своем месте. В этом случае кандидату в полицейские может быть предложена другая должность. Возможно, нижестоящая. А тем из них, кто хотел бы работать вне системы МВД, мы совместно с региональными органами исполнительной власти будем помогать в дальнейшем трудоустройстве -договоренности с губернаторами уже имеются. С увольняемыми будет проводиться и соответствующая работа по морально-психологической адаптации.

И: Однако в социальных гарантиях нуждаются и те, кто продолжит службу в полиции...

Нургалиев: Безусловно, социально незащищенный, немотивированный должным образом полицейский будет формально относиться к исполнению своих обязанностей. В этой связи особое значение приобретают социальные гарантии. И мировая практика показывает, что акцент здесь делается на различные меры социальной поддержки. В ближайшее время завершится работа над проектом закона о социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел. В нем системно будут отражены меры, направленные на улучшение качества жизни личного состава и членов их семей.

И: В самом начале реформы президентом ставилась задача, несмотря на проводимые преобразования, не допустить провалов в работе и осложнения оперативной обстановки. Удается ли это?

Нургалиев: Давайте посмотрим на некоторые результаты прошлого года. Хотя окончательные итоги будут подведены на расширенном заседании коллегии министерства, основные тенденции все же можно обозначить. По итогам года наблюдается снижение общего уровня преступности, в том числе тяжких и особо тяжких составов. Сократилось количество убийств, грабежей, разбоев. Нанесены ощутимые потери бандподполью на Северном Кавказе, ликвидирована значительная часть его инфраструктуры. Заметны улучшения в обеспечении экономической безопасности. Сократилось число нераскрытых тяжких и особо тяжких преступлений. Реализован комплекс мероприятий по усилению борьбы с безнадзорностью, беспризорностью и правонарушениями несовершеннолетних, сократился уровень преступности в этой среде.

Хочу особо отметить, что многое удалось нам благодаря активности и помощи наших граждан. Нам стали чаще оказывать содействие, общественность становится реальным помощником органов правопорядка в противодействии преступникам. И это важный успех проводимой реформы.

И: Какие еще вопросы вы считаете наиболее важными в ближайший период?

Нургалиев: Во-первых, это дальнейшее укрепление кадрового ядра. Нашим приоритетом по-прежнему остается работа с кадрами, в том числе повышение персональной ответственности руководителей.

Сильная, уважаемая полиция немыслима без дисциплины. А она начинается с руководителя. К сожалению, некоторые начальники территориальных подразделений отчего-то решили, что их место работы - это кабинет. В результате теряется контроль за личным составом, над оперативной обстановкой. Наша задача - добиться, чтобы каждый руководитель полиции в регионах, муниципалитетах осуществлял личный контроль за работой подчиненных, регулярно общался с населением. А то получается, что общественность знает про определенные безобразия, один только милицейский начальник не в курсе. За подобные факты будет персональная ответственность. Полиция должна работать не для красивых отчетов, а для людей.

Во-вторых, это выстраивание новой модели профилактики, основанной на тесном сотрудничестве всех органов власти с институтами гражданского общества, каждым конкретным гражданином.

Мы анализировали зарубежный опыт. Там большая роль в предупреждении и даже раскрытии преступления отводится социально активному гражданину, который уважает закон. Поэтому формирование партнерской модели - это не абстракция, а апробированный эффективный инструмент противодействия криминалу.

И: Президентом страны в день подписания закона "О полиции" были озвучены наиболее важные задачи на предстоящий период. Готово ли министерство к их реализации?

Нургалиев: Обозначенные главой государства приоритеты имеют высокую общественную значимость. Нам предстоит качественно улучшить оперативную и профилактическую деятельность по предупреждению и противодействию проявлениям терроризма и экстремизма. В рамках данной работы должны досконально отрабатываться каждая деталь, каждая версия, каждый эпизод. Здесь важно не только устанавливать исполнителей, но и выявлять их пособников, организаторов. Только тогда можно получать реальные результаты. В качестве примера отмечу проведенную недавно спецоперацию в Республике Башкортостан, когда детальная отработка нападения на сотрудника милиции, произошедшего в ноябре прошлого года, позволила выйти на след и вовремя обезвредить членов экстремистской организации, готовившей серию террористических актов, в том числе на объектах социальной инфраструктуры.
Кроме этого нами корректируются планы мероприятий по усилению обеспечения безопасности в местах массового пребывания граждан, ведется экспертиза состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов инфраструктуры. Эта работа проводится в тесной координации с другими правоохранительными ведомствами.

И: А как планируется повышать эффективность борьбы с оргпреступностью и коррупцией?

Нургалиев: По итогам прошлого года наметилась положительная динамика в выявлении преступлений против государственной власти и интересов госслужбы, но эффективность принимаемых мер все еще оставляет желать лучшего. Мы анализируем положительный опыт регионов. В качестве наиболее яркого примера можно выделить Саратовскую область, где без оглядки на чины и звания ведется системная и эффективная работа по декриминализации региона.

И: Была еще и пятая задача...

Нургалиев: Это развитие комплексной системы "Безопасный город" и расширение применения навигационно-мониторинговых систем. Эта система успешно функционирует в 79 городах. В 77 регионах используется аппаратура, действующая на основе ГЛОНАСС. Спутниковой навигационно-мониторинговой техникой обеспечены 683 диспетчерских центра, 16 тысяч единиц автотранспорта. Учитывая важность этих задач, а также необходимость дальнейшей модернизации работы органов внутренних дел, в МВД создан департамент информационных технологий, связи и защиты информации. И мы намерены активно развивать данное направление.

И: Еще одна тема, которая сегодня находится в центре внимания, - это безопасность на транспорте...

Нургалиев: События в "Домодедово" и последующие проверки организации работы на объектах транспорта показали, что в данной области много нерешенных вопросов. Подчеркну, что безопасность на транспорте - это вопрос не только МВД, но и других правоохранительных органов, собственников объектов транспортной инфраструктуры. Нами уже проведен комплекс первоочередных мероприятий. В частности, увеличено количество сотрудников наружных служб на объектах транспорта, в аэропортах проведено перераспределение личного состава из "стерильных" зон в "нестерильные". Во всех крупных транспортных узлах в круглосуточном режиме уже дежурят кинологи с собаками.

Кроме того, в тесном контакте с другими заинтересованными ведомствами мы прорабатываем вопрос совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей обеспечение безопасности на транспорте, а также усиливаем взаимодействие с ведомственными службами безопасности и ЧОПами.

И: Как скоро на улицах наших городов можно будет увидеть российских полицейских - не только в новой форме, но и с новой внутренней мотивацией?

Нургалиев: Что касается внешнего облика, то законом "О полиции" предусмотрено использование наименования "милиция" до 1 января 2012 года. За это время предстоит привести в соответствие с законом обозначения на служебном транспорте, форменной одежде и так далее. Сама же новая форма сотрудников полиции будет введена после ее утверждения постановлением правительства России. Какой она будет - говорить пока рано. Но мы уже сегодня прорабатываем данный вопрос.

Если же говорить о содержательной части, то здесь нужно быть реалистами. Новый закон в значительной степени меняет порядок взаимоотношений сотрудников органов внутренних дел и граждан. Но для этого нужно время. В том числе и на обновление кадрового состава.

У нас абсолютное большинство сотрудников с честью и достоинством, а порой и с риском для жизни несут нелегкую самоотверженную службу, защищая покой граждан. Но в то же время существуют и определенные кадровые проблемы. И на их решение направлен новый закон. В совокупности с повышением уровня социальной защищенности и значительным увеличением уровня заработной платы он позволит более качественно проводить отбор в полицейские. Вся реформа МВД направлена именно на качественную оптимизацию и модернизацию российских органов правопорядка. И возрожденной российской полиции нужно будет время для становления.

И: Ранее вы рекомендовали гражданам обращаться к сотруднику полиции "господин полицейский". Как вы считаете, приживется ли такое обращение в нашей стране?

Нургалиев: Предлагая такую форму обращения, я озвучил лишь один из вариантов -принятый в других странах. Не более того. И мой ответ на вопрос журналиста вызвал весьма неоднозначную реакцию как в СМИ, так и в интернете. На самом же деле адресовать мне, равно как и любому другому сотруднику органов внутренних дел, данный вопрос не совсем корректно. Как должен гражданин обращаться к сотруднику полиции - у нас в стране это не регламентируется ни одним нормативным актом. Принятое сегодня "товарищ милиционер" - это не кем-то навязанное обращение, а просто исторически устоявшаяся форма. Общество само так решило. Поэтому и ответить на вопрос, как обращаться на улице к сотруднику полиции, должно также общество. Каждый конкретный гражданин должен это определить для себя сам.

Для меня, как министра, главное, чтобы это было прежде всего уважительно и корректно. Люди, которые рискуют жизнью ради безопасности и спокойствия граждан, достойны этого.

И: Завтра начинается история возрожденной российской полиции. Что бы вы могли пожелать будущим ее сотрудникам?

Нургалиев: Хочу попросить своих коллег максимально ответственно отнестись к тем задачам, которые возложены на российскую полицию. Только от нас с вами зависит, каковы будут роль и место полиции в обществе, ее общественный статус. Не сомневаюсь, что каждый из сотрудников хочет, чтобы он был максимально высок. Для этого у органов внутренних дел есть необходимый потенциал, который важно грамотно и эффективно реализовать. Полиция - это прежде всего люди, конкретные сотрудники, от профессионализма которых зависит защита прав и законных интересов наших граждан. Об этом надо помнить всегда.

Интервью с министром внутренних дел опубликовано в газете "Известия"

Сюжет: Реформа милиции

Получить код страницы Версия для печати