русский | english
Политика конфиденциальности
Статьи экспертов Фонда, Правовая аналитика Фонда, Семинары, встречи, круглые столы, Исследования Фонда по реформе
Оценка реформы полиции по версии граждан. Фонд «Общественный вердикт» публикует результаты общероссийского опроса

В марте 2014 года фонд «Общественный вердикт» совместно с Аналитическим центром Юрия Левады провел небольшой социологический опрос, в котором мы спрашивали о том, как граждане оценивают результаты реформ.

Глава Фонда "Общественный вердикт": Переаттестация лишила полицию лучших сотрудников

Директор Фонда "Общественный вердикт" Наталья Таубина: "В моем понимании реформы - это достаточно комплексное мероприятие с четко поставленными целями, с прописанными шагами и истинами. У нас до сих пор не была представлена концепция данного реформирования. Мы до сих пор не понимаем, чего собственно министерство желает получить от данной реформы, кроме красивых деклараций о том, что полиция стоит на страже порядка. Это скорее не реформа в правильном понимании этого слова, это набор отдельных изменений со старательным порывом нас убедить, что это действительно реформа".

Бескорыстное насилие

Асмик Новикова, руководитель исследовательских программ фонда «Общественный вердикт» о милицейских пытках: "Есть вполне официальное определение пытки, его дают международные документы ООН и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Мы исходим из этого определения. Пытка - это некий набор действий, совершаемый должностным лицом либо при попустительстве должностного лица, который происходит, как правило, для достижения служебных целей. Есть еще «жестокое обращение» - это чаще всего просто жестокость ради жестокости или что-то совершаемое без злого умысла, но все равно недопустимое. То есть, если человека на месяц запихнули в тесную камеру, где нет света и очень душно, это тоже расценивается как жестокое обращение".

В СКР создан спецорган по расследованию "полицейских" преступлений

Сегодня глава СКР А .И. Бастрыкин подписал приказ о создании в структуре Следственного комитета отдела по расследованию преступлений полицейских и сотрудников других правоохранительных структур. Не прошло и месяца как инициатива правозащитников, поддержанная несколькими тысячами граждан, была не только услышана, но и реализована. Я подобной молниеносной реакции что-то и не припомню. Для меня это очевидное доказательство того, что положение настолько тяжелое, что реагировать нужно срочно. Косвенно, это подтверждается и в заявлении официального представителя СКР Владимира Маркина. Он отмечает, что "необходимость создания этой специализированной структуры обусловлена объективными причинами".

Полицейская реформа: малые шаги с перспективным результатом

Полтора года назад Трансперенси Интернешнл Россия и Международное правозащитное движение инициировали кампанию «Пять простых поправок в закон о полиции». Идея была добиться внесения изменений в пять норм закона, которые бы работали на защиту гражданина. Среди предложений инициаторов кампании были право на звонок в момент задержания, нагрудный знак как часть формы полицейского с указанием фамилии, должности и подразделения, единый колл-центр, куда можно позвонить с жалобой на полицейского. За две недели кампании ее услышали в высоких кабинетах и в законе часть предложений была закреплена. В частности про нагрудные знаки и право на звонок.

Валентина Череватенко: Итоги внеочередной переаттестации сотрудников внутренних дел

«В свое время встала задача реформирования милиции, поскольку ее сотрудники утратили доверие и превратились в структуру, не способную обеспечить безопасность населения. От того, как пройдет внеочередная переаттестация, зависело многое. И действительно кто-то из самых одиозных сотрудников милиции не попал в полицию. Но уже на первом этапе были допущены серьезные ошибки, которые позволяют сказать, что переаттестация прошла, мягко говоря, некачественно».

Оценка полицейской реформы: заседание президентского Совета по правам человека

10 апреля состоялось заседание Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, посвященное полицейской реформе. Заседание готовилось давно, первый раз о нем заговорили еще в 2011 году, потом несколько раз откладывалось, переносилось, и вот еще в конце февраля 2012 года было назначено на 10 апреля. То есть считать это мероприятие экстренным, созванным после жуткой истории в Казани, было бы неправильно. При этом очевидно, что состоялось оно как нельзя вовремя и, наверное, не в последнюю очередь именно из-за последних событий и прикованного к МВД общественного внимания, ведомство к этой встрече подготовилось основательно - зам министра С.П. Булавин участвовал до самого конца (почти шесть часов), присутствовал руководящий состав основных подразделений МВД и практически все сделали короткие и не очень доклады.

Наталья Таубина: Краткий отчет по результатам мониторинга исполнения Федерального закона "О полиции"

"С инициативой проведения мониторинга по методологии Фонда «Общественный вердикт» выступила Рабочая группа правозащитных организаций по реформе МВД, объединяющая 14 организаций из 9 субъектов Российской Федерации. Целью его стало изучение на практике положений Федерального закона «О полиции» об открытости, подотчетности, понятности и уважении прав человека в действиях полиции. Проведение мониторинга в 5 регионах включало в себя инициативные (при посещениях отделов полиции) и принудительные контакты граждан с полицией, направление запросов в органы власти; анализ обращений в правозащитные организации с жалобами на действия сотрудников полиции, а также социологических опросов и публикаций в СМИ".

Андрей Суслов: Модернизация системы образования и переподготовки сотрудников полиции

 

"Анализ сложившейся ситуации в деятельности органов внутренних дел позволяет говорить о системной кризисе, связанном в первую очередь с несоответствием действий полиции ожиданиям общества. Для преодоления кризиса требуется признать, что будоражащие общество нарушения прав человека полицейскими не индивидуальные ошибки и психические аномалии, а системные формы поведения, требующие системного изменения". 

 

Александр Назаров: Общественные советы при МВД. Кому это нужно?

"Создание Общественных советов при органах внутренних дел - от федерального до муниципального уровней, должно стать важнейшей составляющей реформы системы Министерства внутренних дел".

Проект рекомендаций Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и прав человека «Полицейская реформа: проблемы и перспективы гражданского участия»

Проект рекомендаций Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и прав человека «Полицейская реформа: проблемы и перспективы гражданского участия»

Асмик Новикова: Предложения по совершенствованию системы оценки деятельности полиции

Оценка деятельности полиции является необходимым инструментом системы управления. Система оценки позволяет определять приоритеты, формулировать актуальные задачи и направления коррекции правоохранительной деятельности, в конечном итоге, обеспечивать эффективность работы полиции. Основной вопрос - как создаются критерии для оценки, что лежит в основе их определения - формальные достигнутые показатели за предыдущие периоды или критерии, выведенные из анализа реальных приоритетов в деятельности полиции на местах.

На заседании президентского Совета по правам человека правозащитники выступили с предложениями по реформе МВД

Состоялось заседание Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека. Основной темой, которая обсуждалась на Совете, стала тема полицейской реформы, а также проблемы и перспективы гражданского участия в рамках реформы. В работе совета приняли участие представители правозащитных организаций и правоохранительных структур – МВД, Следственного комитета и Генпрокуратуры. Председатель Совета Михаил Федотов заявил, что по итогам заседания Совет подготовит рекомендации, которые будут переданы руководству страны и МВД, а также руководителям других правоохранительных органов.

Реформа: что сделано и чего не хватает

Реформа правоохранительных органов - такое же естественное событие в государственном устройстве, как регулярная инвентаризация имущества на предприятии. По оценкам экспертов, одновременно в мире около 80 % всех стран находятся в процессе реформирования. Это вполне понятно, ведь в современном, быстро меняющемся мире крайне важно, чтобы правоохранительные органы отвечали реалиям. Это важно и с точки зрения обеспечения безопасной среды, и с точки зрения оперативного реагирования на тенденции в характеристиках преступности и организации эффективной профилактики. Цивилизованный мир относится к преступности как к явлению, которое всегда было, есть и будет, присуще жизни человека, явлению, которое невозможно побороть, есть только возможность снизить размах, сдерживать, оперативно реагировать на тенденции, вести грамотную профилактику. Это находит свое отражение и в действиях по организации работы правоохранительных органов. Как показывает мировой опыт, грамотно проведенное реформирование позволяет не только существенно улучшить качество работы полиции, повысить профессионализм, ответственность полицейских, свести к минимуму уровень коррупции (как, например, в США в 60-е годы или в Грузии несколько лет назад), но и повысить уровень доверия общества к работе стражей порядка (например, в Польше уровень доверия к полиции - более 70%, и это выше, чем уровень доверия к католической церкви; в Эстонии уровень доверия к полиции выше 80%).

Управление в полиции

Летом 2010 года, в разгар реформы милиции, объявленной президентом страны в конце 2009 года, Фонд «Общественный вердикт» провел социологическое исследование «Система оценки деятельности милиции». Оно продолжило цикл социологических исследований Фонда, посвященных изучению современных правоохранительных органов.

Описание проекта

Фактически критерии оценки работы милиции тождественны показателям статистической отчетности. Иначе говоря, система оценки совпадает с системой отчетности. Такая система оценки измеряет только результат, и не оценивает сам процесс каждодневной работы милицейских подразделений. Важно продемонстрировать положительный результат, а не безупречность в течение всего процесса работы, например, дознания. Это понижает уровень соблюдения прав граждан в деятельности милиции, т.к. в стремлении обеспечить результат нередко пренебрегают средствами, в частности, соблюдением процессуальных требований, которые служат гарантиями соблюдения прав человека. В связи с этим представлялось важным изменить систему отчетности таким образом, чтобы сделать ее самостоятельной, жестко не основанной на системе отчетности, а также переориентировать ее с фиксации результата, на оценку самого процесса работы подразделений милиции. Иначе говоря, изменить таким образом, чтобы она не провоцировала ситуаций, нарушающих права граждан, и оценивала качество работы милиции.

Экспертная группа проекта

Исследования Фонда «Общественный вердикт» всегда отвечают нескольким принципам:
• Изучать проблему в контексте ее существования
• Изучать проблему, обращаясь к тем, кто прямо в ней «задействован», кого она касается прямо или косвенно
• Проводить исследования в регионах России, стараясь выбирать разные регионы, в том числе не очень типичные.

Оценка деятельности подразделений милиции (Проект)

Описание проблем действующей системы оценки деятельности милиции будет представлено в той степени, в которой это необходимо для обоснования предложений по ее изменению. Тем самым описание проблем не претендует на исчерпывающий характер. Выбор проблем обусловлен ограниченностью информации, которой обладают НПО. Это, во-первых, проблемы, о которых НПО известно из опыта работы правозащитных организаций с делами граждан, пострадавших от неправомерных действий сотрудников правоохранительных органов. Во-вторых, это проблемы, выявленные в ходе исследовательских проектов, проведенных экспертами правозащитных организаций совместно с независимыми научными и исследовательскими центрами. В-третьих, это проблемы, изученные в рамках самостоятельной исследовательской и аналитической деятельности экспертов правозащитных организаций.

Оценка работы милиции/полиции

Милиция продолжает оставаться наиболее доступным для граждан институтом в системе органов, отвечающих за безопасность. И обратно, милиция - наиболее «приближенный» к гражданам правоохранительный институт. Поэтому реформа МВД - это в первую очередь реформа милиции (полиции). На этом имеет смысл сосредоточиться, не упуская из виду важных аспектов, связанных с тем, что милиция встроена в систему силовых ведомств и ситуация в этих ведомствах - практики работы, нормативное регулирование, соотнесение и пр. с функционалом милиции - оказывает влияние на саму милицию. Это важно иметь в виду с тем, чтобы добиться реализации реформаторских мер на практике.

Предложения НПО по реформе системы оценки деятельности милиции

Представители НПО, высказывающиеся по разным проблемам в деятельности правоохранительных органов, не обходят вниманием тему оценки деятельности милиции. Значение, придаваемое системе оценки и отчетности, специалисты НПО объясняют двумя взаимосвязанными функциями, которые она сейчас выполняет. Первая функция - контрольная, связанная с формированием мотивации сотрудников милиции, направлению их деятельности в определенное русло. Вторая функция - сбор информации о состоянии преступности и правопорядка в стране, на основании которой, в том числе, формируется уголовная политика государства. Выступления НПО в первую очередь посвящены критике существующей системы оценки и отчетности. Критику высказывают представители самых разных организаций, включая структуры, тесно ассоциированные с государством (например - Ассоциация юристов России). Причем точки зрения разных по идеологической направленности и политическим предпочтениям организаций в целом совпадают в определении основных недостатков действующей системы оценки. К ним НПО относят ведомственный характер отчетности и оценки, фокус на количественных показателях, а не на качестве работы, игнорирование реального состояния с преступностью и ресурсов, имеющихся в распоряжении милицейских подразделений.