русский | english
Как можно помочь Фонду?

Концепция реформирования МВД РФ

19 марта 2010, 10:16

Содержание
Предуведомление
Преамбула
Основные принципы реформирования системы МВД
Основные принципы организации реформированной милиции
Модель будущей системы (схемы приведены в приложении)
Дорожная карта реформы
БЛОК 1: Структурная оптимизация (более подробное описание предложений и обоснований в приложении № 1)
БЛОК 2: Модернизация профессионального образования и переподготовки сотрудников милиции
БЛОК 3: Совершенствование кадровой политики в системе МВД России в процессе ее реформирования (подробное описание и обоснование предлагаемых мер находится в Приложении № 2)
БЛОК 4: Оценка деятельности милиции (Более детальный анализ существующей системы оценки и обоснование предлагаемых изменений в приложении № 4)
БЛОК 5: Повышение доверия к милиции со стороны населения через развитие прозрачности в ее деятельности


Предуведомление


Рабочая группа правозащитных организаций по стратегии взаимодействия с органами внутренних дел и содействию реформированию МВД была создана осенью 2008 года. В нее вошли организации, которые рассматривают вопросы соблюдения прав человека в деятельности правоохранительных органов в числе своих приоритетов. Неправительственные правозащитные организации - участники Рабочей группы - на постоянной основе занимаются правовым, информационным, экспертным сопровождением «милицейской» темы.


Предлагаемая Концепция реформирования МВД была подготовлена членами Рабочей группы по реформе МВД в январе-марте 2010 года, обсуждена и принята Рабочей группой на ее заседании 18 марта 2010 года.
В работе над текстом участвовали: Ольга Шепелева, Фонд «Общественный вердикт» (преамбула), Рамиль Ахметгалиев и Павел Чиков, Межрегиональная ассоциация «Агора» (основные принципы, модель будущей системы, структурная оптимизация), Рустем Максудов, Межрегиональный общественный центр «Судебно-правовая реформа (принцип восстановительного правосудия и работа с несовершеннолетними) Андрей Суслов, Центр гражданского образования и прав человека (принцип демилитаризации, модернизация образования), Александр Назаров, Красноярский комитет по защите прав человека (совершенствование кадровой политики), Асмик Новикова, Фонд «Общественный вердикт» (преамбула, оценка деятельности милиции), Наталья Таубина, Фонд «Общественный вердикт» (общая систематизация и редакция предложений), Валентина Череватенко, Союз «Женщины Дона» (редактирование сводного текста).

 

Преамбула


Милиция является первым звеном в системе уголовной юстиции. Изменения, вносимые в ее работу, с неизбежностью повлияют на характер деятельности других частей этой системы: прокуратуры, судов, пенитенциарных учреждений и иных правоохранительных служб. Но существующая практика работы этих структур может ограничить позитивный эффект от реформы милиции. По этой причине реформа милиции должна также сопровождаться внесением изменений в работу судов и других элементов системы уголовной юстиции.


В целом, милицейская реформа должна проводиться в контексте коррекции уголовной политики государства, а именно - снижения уровня уголовной репрессии, снижения роли изоляции с развитием альтернатив ей, введения элементов восстановительного правосудия, ориентированного на максимальную защиту интересов лиц, пострадавших от преступлений, гуманизации мест лишения свободы, ресоциализации бывших осужденных и пр.


Тем не менее, недопустимо откладывать реформу милиции до тех пор, пока не будет разработана комплексная программа совершенствования системы уголовного правосудия. Реформа милиции должна стать первым шагом, который будет дополнен соразмерными изменениями в работе других правоохранительных и судебных органов.


Содержание целей реформирования милиции зависит от того, как понимается ее роль в современном российском обществе. Определяя эту роль, необходимо отказаться от существующей концепции борьбы с преступностью, которая не соответствует ни современному научному знанию, ни запросу общества.
Стоящая сейчас перед милицией задача искоренения преступности недостижима, а попытки ее решения не только не дают позитивного результата, но и приводят к негативным последствиям в виде избыточного применения репрессивных мер. От такой постановки задачи следует отказаться в пользу более современных подходов, формулирующих в качестве основных задач правоохранительных органов минимизацию негативных последствий от преступности, а также создание и поддержание безопасной социальной среды. Следует отметить, что такой подход соответствует основному запросу российского общества, что подтверждается данными социологических опросов населения. В связи с этим профилактика преступлений и правонарушений и поддержание безопасной социальной среды должны стать в результате реформы одним из основных приоритетов в работе милиции. В настоящий момент профилактика как функция закреплена за милицией, однако система оценки и отчетности, устанавливающая приоритетные направления работы, демонстрирует, что она занимает незначительное место в деятельности милиции. Кроме того, значение профилактики правонарушений и преступлений не отражено должным образом в организационной структуре милиции, а репертуар профилактических мер, которые в настоящий момент используются милицейскими подразделениями, крайне узок.


Представляется, что приоритизация задачи профилактики правонарушений и преступлений должна найти отражение в организационной структуре милиции, в системе оценки деятельности милиции, в системе профессиональной подготовки, а также в методах ее работы. Соответственно необходимо создать механизмы и процедуры, в рамках которых муниципальные, социальные и другие службы совместно с милицией могли бы планировать и реализовывать усилия по поддержанию порядка и безопасности.


Кроме того, постановка и решение профилактических задач предполагает тесное взаимодействие с населением, которое является как источником информации о существующих угрозах безопасности, так и субъектом, способным реализовывать определенные шаги по поддержанию порядка и безопасности. Должны быть созданы каналы коммуникации, которые, с одной стороны, позволяли бы населению получать от милиции информацию, необходимую для разработки индивидуальных стратегий безопасного поведения, а с другой стороны, предоставляли бы гражданам возможность сообщать об угрозах безопасности и участвовать в формировании приоритетных задач по поддержанию общественного порядка.


Основой успеха профилактики преступлений и правонарушений является соответствие профилактических мер местным условиям, так как применение одинаковых профилактических мер на территории всей страны не дает желаемого результата. Милицейские подразделения на местах должны обладать свободой выбора форм и методов работы, наиболее эффективных для данной территории, равно как и возможностью выбирать оптимальные формы взаимодействия с гражданами и государственными и муниципальными службами.

Получить код страницы Версия для печати