18+

Круглый стол «Гражданский контроль за правоохранительными органами и пенитенциарной системой»

Administratori
04/07/2006 21:30

Мы утверждаем, что гражданский контроль стал одним из неотъемлемых элементов демократии, обеспечивающим гражданское участие в периоды между выборами, а также является эффективным инструментом, позволяющим поддерживать безопасность, стабильность общества и государственных институтов, а так же устойчивое демократическое развитие стран. При этом максимальная эффектиность гражданского контроля достигается в случаях, когда государства также развивают и другие инструменты защиты прав человека.      

img

Обращение к участникам Большой Восьмерки

   Исходя из того, что демократии не могут эффективно существовать без участия граждан в государственном управлении, а фундаментальный институт свободных выборов служит этой цели только в ограниченные по времени периоды избирательной кампании,

     Принимая во внимание, что механизмы гражданского контроля (НПО, гражданские организации, комиссии по правам человека, уполномоченные, парламентские комиссии и др.) позволяют учитывать мнение граждан на стадии разработки важных для общества решений, тем самым обеспечивая их легитимность и повышая доверие граждан к государственным органам,

     Будучи убежденными в том, что эффективный гражданский контроль способствует достижению высокого уровня соблюдения фундаментальных прав и свобод человека.

     Мы утверждаем, что гражданский контроль стал одним из неотъемлемых элементов демократии, обеспечивающим гражданское участие в периоды между выборами, а также является эффективным инструментом, позволяющим поддерживать безопасность, стабильность общества и государственных институтов, а так же устойчивое демократическое развитие стран. При этом максимальная эффектиность гражданского контроля достигается в случаях, когда государства также развивают и другие инструменты защиты прав человека.

     Мы считаем необходимым принять во внимание, что правоохранительные и пенитенциарные органы наделены исключительными полномочиями по ограничению индивидуальных прав и свобод, но при этом в наименьшей степени подвержены контролю через систему выборов и средств массовой информации, что делает развитие гражданского контроля за правоохранительными органами и пенитенциарными структурами первоочередной задачей. Мы также подчеркиваем, что приоритетом деятельности правоохранительных органов должна быть защита прав человека и ориентация на служение обществу.

     В связи с этим, мы призываем государства Большой Восьмерки всемерно развивать в своих странах институты гражданского контроля, в особенности контроля за пенитенциарными и правоохранительными органами, а так же активно содействовать в создании эффективных механизмов гражданского контроля в других странах и на международном уровне. Устанавливая систему гражданского контроля государства должны уделять особое внимание положению несовершеннолетних и других уязвимых групп.

     Мы рекомендуем государствам Большой Восьмерки:

      1 Обеспечить условия на законодательном и практическом уровнях, для эффективного участия правозащитных и других гражданских механизмов, включая неправительственные организации в осуществлении гражданского контроля на недискриминационной основе, так как именно эти механизмы способны обеспечить высокий уровень профессионализма, а так же независимость и объективность гражданского контроля;

      2. Обеспечить и на законодательном и практическом уровнях беспрепятственный доступ субъектов гражданского контроля к задержанным и заключенным, так как задержанные и заключенные – особо уязвимая группа – должны иметь особые гарантии доступа к средствам защиты, в частности, субъектам гражданского контроля должна быть предоставлена возможность посещать места лишения свободы без предварительного уведомления, самостоятельно выбирать маршрут посещения, беседовать наедине с заключенными и просматривать соответствующую документацию;

      3. Способствовать открытости и прозрачности работы правоохранительных и пенитенциарных органов, в том числе, обязать правоохранительные и пенитенциарные органы на периодической основе (но не реже одного раза в год) готовить и предавать максимальной гласности отчеты о своей деятельности.

     3а. Не допускать создания секретных мест содержания под стражей, равно как и засекречивания нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность пенитенциарной системы и правоохранительных органов, в тех частях, которые касаются ограничения прав и свобод человека;

      4. Обеспечить механизмы распространения и обмена информации об опыте контроля во всех странах-участниках. Перенимать прогрессивный опыт стран-участниц Большой Восьмерки и других государств, в области развития институтов гражданского контроля, а так же создавать собственные эффективные механизмы участия неправительственных организаций и граждан  в контроле над деятельностью правоохранительных и пенитенциарных структур;

      5. Создать процедуры, в том числе законодательные, которые бы позволяли учитывать результаты и выводы гражданского контроля для совершенствования работы правоохранительных и пенитенциарных органов, в том числе, обеспечить представительство правозащитных организаций, профессиональных ассоциаций и других представителей общественности в реализации этих процедур;

      6. Использовать результаты гражданского контроля для оценки качества работы правоохранительных и пенитенциарных органов, а так же создавать и развивать механизмы, позволяющие вовлекать граждан в оценку качества работы правоохранительных органов и пенитенциарных структур;

       7. Развивать программы межгосударственного сотрудничества, направленные на развитие институтов гражданского контроля и на усовершенствование деятельности правоохранительных и пенитенциарных институтов, в том числе, развивать систему обучения представителей пенитенциарной и правоохранительной систем и неправительственных организаций деятельности гражданского контроля, в том числе внедрять программы изучения международных документов и содействовать передаче моделей эффективного взаимодействия неправительственных организаций и уголовно-исполнительной и правоохранительной систем;

      8. Усиливать международное сотрудничество в области развития контроля за правоохранительными и пенитенциарными структурами, в частности, посредством ратификации Факультативного протокола к Конвенции ООН против пыток, подразумевающего создание системы национальных и международных механизмов гражданского контроля;

      9. Обеспечивать беспрепятственный доступ на свою территорию специальных докладчиков ООН, а так же других международных механизмов, созданных для осуществления контроля за пенитенциарными учреждениями и правоохранительными структурами, а так же строить взаимодействие с этими механизмами на основе принципов открытости. Все места лишения свободы, находящиеся под юрисдикцией того или иного государства, должны быть доступны и открыты для гражданского контроля, независимо от места нахождения этих учреждений.

     Сказанное выше справедливо и строго необходимо для развития механизмов гражданского контроля в других закрытых институтах, куда люди помещаются не на добровольной основе (психиатрические стационары, детские дома, интернаты для людей с умственными ограничениями, военные части и др.).

 

Проект рекомендаций Круглого стола «Миграция, ксенофобия и расовая дискриминация»

 

Проект рекомендаций Круглого стола «Миграция, ксенофобия и расовая дискриминация»

 

«Неправительственные организации и органы государственной власти: законодательство и практика взаимодействия. Мировой опыт».

актуальное по теме
подписаться на рассылку