18+

Результаты социологических исследований коррупции в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации

Administratori
02/11/2004 15:30

Милиция о себе: сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института Министерства внутренних дел Российской Федерации, кандидат юридических наук М. И. Могачев приводит результаты социологического опроса, посвященного отношению к проблеме коррупции сотрудников органов внутренних дел.

img
Материал подготовлен в рамках исследовательского проекта "Произвол правоохранительных органов", осуществляемого Московской Хельсинкской группой и Центром "Демос".

Коренное реформирование экономики, экономический кризис и деформированный характер складывающихся рыночных отношений в России оказали негативное влияние на состояние и динамику экономической преступности, привели к расширению коррупционных связей. Практика показывает, что криминальное поведение стало неотъемлемой частью тех сфер деятельности, где можно извлечь финансовую либо другую материальную выгоду, и это приобрело системный характер. Отсутствие стабильной ситуации в политической сфере и экономике стало питательной средой для государственных чиновников, использующих «доходное место» в ущерб государственным интересам и законным правам граждан.

Расширение масштабов преступных посягательств с межрегиональными и международными связями, и, в частности, активизация деятельности организованных преступных групп по незаконному обороту наркотиков, неразрывно связанно с коррумпированной частью госаппарата всех уровней. Колоссальные деньги, вырученные от наркобизнеса, успешно вкладываются в экономику и политику страны. Этот процесс порождает в среде психологически и нравственно нечистоплотных государственных служащих, работников иных сфер трудовой деятельности, эпидемию коррупции.

Специалистами в области борьбы с организованной преступностью признается, что наиболее опасным видом коррупции в России является ее элитно-властная разновидность, т.е. коррупционная деятельность с участием представителей высших органов всех трех ветвей власти. Данное коррупционное поведение опаснее остальных как из-за размеров взяток, последствий незаконных действий, совершенных за подношения (хищения, отмывание денег, корыстные злоупотребления власти и прочие экономические преступления), так и вследствие тесной связи с организованной преступностью. По мнению исследователей, от 30 до 50 процентов преступных доходов организованных преступных группировок передается на подкуп представителей власти и других должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.

Прослеживается тенденция к распространению коррупции и иных противоправных деяний и среди сотрудников правоохранительных органов. Для этой категории лиц наиболее характерны злоупотребления служебным положением, противоправное участие в предпринимательской деятельности, покровительство криминальным структурам, взяточничество.

Все эти и ряд других тревожных обстоятельств дают основание взглянуть на коррупцию как на социально-экономический и политический феномен, который по экспертным оценкам специалистов МВД России, достиг крайне опасных пределов и представляет для национальной безопасности государства одну из самых серьезных угроз как внутреннего, так и внешнего плана.

Изучению проблемы коррупции посвящен ряд исследований, проведенных во ВНИИ МВД России, результаты которых и стали основой для излагаемой ниже социологической информации, полученной в ходе изучения общественного мнения и опросов сотрудников правоохранительных органов *.

Прежде всего, необходимо отметить, что объективную оценку роста коррупции во властных структурах Российской Федерации дать крайне сложно во многом из-за того, что по своей сути это явление крайне латентное.

Почти три четверти (72,5%) опрошенных специалистов в области борьбы с преступлениями рассматриваемой категории сообщили, что для большинства должностных преступлений характерна естественная латентность. Действительно, сложность борьбы с такими деяниями состоит в том, что преступное использование служебного положения в корыстных целях имеет не только скрытый, но и зачастую согласительный характер совершения. В большинстве случаев она не влечет за собой жалоб, так как обе стороны получают выгоду от незаконной сделки. Средства достижения коррупционных целей были разнообразны и предоставлялись в виде денежного вознаграждения (в 61% случаев), промтоваров или продуктов питания (25% случаев), покупки автомашин либо строительства коттеджей (23%).

Условием приобретения вышеперечисленных благ становилось в более чем половине случаев освобождение лица, задержанного за преступление. Чуть меньше половины коррупционеров добивались изменений свидетельских показаний. Кроме того, у преступников появлялась возможность доступа к различным служебным документам или их уничтожения, а равно – устранения от участия в деле свидетелей (соответственно 15,8, 12,2 и 11,0%).

Помимо сказанного выше, респонденты отмечали в ряде случаев предложения необоснованно прекратить уголовное дело, сфальсифицировать материалы в отношении сотрудников криминальной милиции, не пожелавших принимать подачки от коррупционеров и др.

Одновременно респонденты назвали виды преступности, которые сегодня, исходя из их наблюдений на практике, особенно подвержены коррупции.

Здесь более чем шесть из каждых десяти опрошенных указали на экономическую преступность, выделив в ее среде нарушения законности в сфере банковской деятельности вкупе с неуплатой налогов и нарушениями правил торговли.

Второе место занимают незаконные деяния, относимые к организованной преступности и не входящие в первую категорию. В этом криминальном круге превалируют незаконный оборот оружия – 42%, рэкет – 33%, и почти четверть – заказные убийства.

Замыкают список наиболее коррумпированных видов преступности хищения и кражи (особенно угоны автотранспорта), а также контрабанда.

В основе коррупционного поведения лежит корыстная мотивация, которая в большинстве случаев формируется уже на подготовленной предыдущим опытом почве. Начиная с подросткового возраста, ребенок сталкивается с ситуациями, когда его родители вынуждены с помощью взяток решать свои проблемы с чиновниками, обращаться к учителям с вознаграждением за оказание доброжелательного отношения. Не являются исключением средние специальные и высшие учебные заведения, в том числе и в системе МВД России.

У молодого человека на подсознательном уровне формируется мировоззрение, в целом оправдывающее взяточничество. Этот тезис подтверждается и результатами опроса населения: так, из 500 опрошенных москвичей 87% согласны с тем, что в нашей стране все продается и покупается. При этом подавляющее большинство опрошенных (80%) готовы лично либо опосредованно с помощью денег или подарков решать любые свои проблемы в обход существующих правил. Указанные цифры выглядят убедительнее, если учесть, что более половины опрошенных ранее уже решали важные для них вопросы с помощью вознаграждения.

Являясь частью населения страны, сотрудники милиции по соответствующим характеристикам личности немногим отличаются от среднестатистического жителя Москвы или России в целом. На выбор сотрудником милиции варианта поведения в пользу коррупционного оказывает влияние совокупность факторов, среди которых в качестве главного две трети опрошенных (70%) называют низкий уровень жизни самих государственных служащих, получающих не только недостаточную заработную плату, но и ограниченных законодательством в возможности получения дополнительных средств.

Кроме этого, почти треть ответов указывает на существующие недостатки в области управления обществом и государством; каждый второй из опрошенных оговаривает наличие низких нравственных качеств у лиц, замешанных в коррупции. И, наконец, каждый десятый респондент в качестве причины называет страх госслужащего перед возмездием со стороны преступников в случае неисполнения их «просьбы».

Исследование социально-демографического портрета лица, совершившего взяточничество (коммерческий подкуп) показало, что наиболее часто в даче взятки (коммерческом подкупе) участвуют лица в возрасте 30-49 лет, наименее часто - лица более молодых возрастных категорий (18-24 года). Соотношение участия во взяточничестве двух указанных возрастных групп лиц составляет 9:1 (в коммерческом подкупе – 15:1).

Образовательный уровень виновных лиц характеризуется тем, что лица, имеющие среднее общее и среднее профессиональное образование, чаще участвуют в даче взятки и в коммерческом подкупе и реже в их получении, а лица с высшим профессиональным образованием чаще участвуют в получении взяток. Женщины принимали участие примерно в трети всех случаев выявленных коммерческого подкупа и дач взятки. Обращает на себя внимание, что наиболее активно в даче взятки (коммерческом подкупе) участвуют лица без постоянного источника дохода, а также предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица.

Принципиально не возражая на утверждение о наличии в стране системной коррупции, мы, тем не менее, не согласны с распространенным мнением о том, что будто бы подавляющее большинство сотрудников органов внутренних дел «погрязли в коррупции». Данное положение достаточно часто появляется в средствах массовой информации и, как правило, подтверждается свежими примерами из практики. Мы считаем, что подобное обобщение не конструктивно, не только не помогает в борьбе с коррупцией, но прямо вредит ей.

Основная часть служащих в правоохранительной системе – это честные и ответственные сотрудники, которые добросовестно относятся к выполнению своих обязанностей, обеспечивая тем самым правопорядок в стране. Об их потенциальных возможностях свидетельствует, в том числе, и все возрастающая активность в борьбе как с внешней коррупцией, т.е. в государственно-властном аппарате страны, так и с внутренним коррупционным поведением в своей собственной среде, в структурах правоохранительной системы.

Так, за последние несколько лет количество выявленных преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, которые смело можно отнести к коррупционным, выросло на 30%, в том числе разоблаченных фактов взяточничества – на 36 %. Количество выявленных преступлений, связанных с использованием служебного положения в корыстных целях, предусмотренных главой 23 УК РФ, увеличилось за аналогичный период почти в 2,5 раза. И это работа ведется в условиях недостаточного финансирования, оттока профессиональных кадров и связанного с ним отсутствия достаточного опыта и квалификации в расследовании подобной категории преступлений у вновь принятых оперативных работников и следователей.

Анализ характеристики коррупционных проявлений был бы неполным без информации об условиях и причинах совершения таких преступных деяний. В нашем случае опрошенные специалисты указали в большинстве своем на следующие обстоятельства, способствующие совершению должностных преступлений:

низкий уровень контроля за деятельностью различных подразделений и отдельных должностных лиц, пассивное поведение и, в отдельных случаях, соучастие вышестоящих должностных лиц организации (50%);

терпимое отношение в обществе к фактам преступного использования служебного положения в корыстных целях (30%);

чрезмерная зарегулированность с одновременной неопределенностью законов и норм, дающие чиновниками большой простор для их «индивидуальной» трактовки (15%).

В то же время опросы сотрудников внутренних дел показывают, что они часто не имеют возможности адекватно и профессионально реагировать на коррупционные проявления.

Так, специалисты в области борьбы с наркобизнесом оказывались достаточно хорошо осведомлены о реалиях коррупции на местах – не менее половины респондентов подтвердили наличие у них достоверной информации о фактах коррупции среди известного им круга государственных служащих и других категорий работников; треть опрощенных заявили, что в отношении их предпринимались попытки коррумпирования. Другими словами, около 65% от числа всех опрошенных прямо указали на те или иные реально существовавшие факты коррупции в сфере незаконного оборота наркотиков.

Тем не менее, существует ряд причин, которые затрудняют выявление и раскрытие преступлений, совершаемых с использованием служебного положения. Среди таких наиболее важных обстоятельств сотрудники подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и организованной преступностью на первое место поставили отсутствие специального закона о борьбе с коррупцией (25%); далее следует оказываемое «давление» со стороны властных структур (24%), и, наконец, несовершенство уголовного законодательства (13%).

Очевидно, что эффективность борьбы с таким социально-правовым злом как коррупция, имеющим исторические корни, зависит от проведения целого комплекса мероприятий, в том числе профилактического характера. Не имея возможности в рамках данного сообщения осветить все разработанные учеными Института предложения, хотелось бы остановиться на тех из них, которые относятся к теме изучения. Вне всякого сомнения, к мероприятиям, которые требуют рассмотрения в первую очередь, необходимо отнести создание четкой государственной программы, направленной на объединение усилий всего общества и создание условий нетерпимости к любым проявлениям коррупционного поведения.

В рамках этой программы должно быть предусмотрено создание своевременных правовых актов, а также корректировка уже принятых на основе анализа практики борьбы с должностными преступлениями и определении наиболее типичных форм проявления коррупции.

Поскольку правовые меры борьбы с коррупцией являются наиболее острыми, затрагивающими конституционные права и свободы личности, представляется необходимым, изменив процедуру принятия федеральных законов, предусмотреть обязательную криминологическую экспертизу законопроектов с дальнейшим широким обсуждением ее результатов.

Необходимо разработать комплекс социально-экономических мероприятий по обеспечению достойной жизни государственным служащим, работникам бюджетной сферы, обладающим разрешительно-запретительными полномочиями.

Как полагают специалисты МВД России, сегодня одной из приоритетных задач в обуздании коррупции является создание широкого общественного мнения, осуждающего совершение правонарушений, связанных с использованием служебных полномочий и наносящих ущерб государству и обществу. Для этого необходимы профилактические мероприятия, предусматривающие совершенствование системы правового просвещения граждан и ознакомление с рекомендациями на случай нарушения их законных прав и интересов со стороны должностных лиц. К этим мерам можно отнести и привлечение населения и общественных организаций к взаимодействию с правоохранительными органами в борьбе с коррупцией, а также организацию широкого обсуждения в прессе наиболее громких судебных процессов, связанных с коррупцией, подробное освещение их по телевидению и иным коммуникативным каналам информации.

Как показывают ежегодные социологические исследования взаимоотношений сотрудников органов внутренних дел и населения, проводимые в рамках исполнения приказов Министра внутренних дел России, элементы коррумпированного поведения сотрудников ОВД являются одним из решающих факторов неудовлетворительной оценки населением их работы. Более того, значительная часть самих сотрудников милиции, оценивая причины негативного отношения к своей работе со стороны населения, усматривает в этом, в первую очередь, наличие коррупции в своей среде. Примечательно, что эти показатели устойчивы и существенно не меняются на протяжении последнего десятилетия, что, на наш взгляд, представляет благоприятную почву для снижения этого уровня с помощью проведения активных профилактических мер.

* Доклад подготовлен на основе результатов исследований, проведенных во ВНИИ МВД России научно-исследовательскими центрами по изучению проблем борьбы с преступностью под руководством д.ю.н., профессора Ларичева В.Д., к.ю.н. Целинского Б.П., к.ю.н. Ситковского А.Л.

Автор – сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института Министерства внутренних дел Российской Федерации, кандидат юридических наук Могачев М. И.

актуальное по теме
подписаться на рассылку