русский | english
Политика конфиденциальности

Исполнение решений Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) во Франции

25 ноября 2009, 14:14

 

Во Франции порядок исполнения решения ЕСПЧ слабо формализован, за исключением процедуры пересмотра приговоров в связи с принятием решения ЕСПЧ. Специализированных институтов, которые должны заниматься исполнением ЕСПЧ, также нет. Несмотря на это, во Франции сложилась практика исполнения решений ЕСПЧ. Это в частности, обусловлено высоким статусом судебных актов в национальной системе страны. Судебные решения рассматриваются как важнейший источник права, так как в них дается интерпретация законов. Аналогичным образом решения ЕСПЧ рассматриваются как источники стандартов Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ). Характеристика сложившейся практики исполнения решений ЕСПЧ обусловлена рядом факторов: высоким статусом исполнительной власти, неразвитостью системы конституционного правосудия при наличии развитой системы гражданских, уголовных и административных судов. Кроме того, определенное влияние на подход к исполнению решений ЕСПЧ определено конституционным принципом верховенства международного права.

В исполнении решений ЕСПЧ принимают участие различные органы власти:

1)                  Функцию информирования органов власти о решениях ЕСПЧ выполняет Министерство юстиции.

2)                  Исполнение решений в части индивидуальных мер урегулировано лишь относительно пересмотра приговоров по уголовным делам, по которым было вынесено решение ЕСПЧ. В этом случае процедура пересмотра может быть инициирована либо самим осужденным (или его представителями или наследниками), либо органами власти (Министром юстиции или Генеральным прокурором при Кассационном суде). Пересмотр дела осуществляется комиссией из 5 судей Кассационного суда.

3)                  Франция стремится исполнять решения ЕСПЧ не посредством изменения законов, а посредством усовершенствования правоприменительной практики по конкретным категориям дел, а также через использование принципов и стандартов, заложенных в ЕКПЧ и решениях ЕСПЧ (например, принцип пропорциональности ограничения прав и свобод человека, принцип качества закона и пр.). В результате, основную роль в исполнении решений ЕСПЧ в части мер общего характера играют судебные органы страны, органы прокуратуры и другие правоприменители. Координацию деятельности этих органов ведет Министерство юстиции.

4)                  Функция контроля за исполнением решений ЕСПЧ в стране институционально не обеспечена.

 

Получить код страницы Версия для печати